Вчерашняя «Пелагея» в Красноярском музыкальном театре для меня лично было вторым виденным их выступлением. Сразу скажу — такого уровня почти экстатического восторга, который накрыл, по-моему, абсолютно всех в прошлом году на «Саянском кольце», здесь достичь не удалось (что, впрочем, закономерно — одно дело завершать многодневный фестиваль на открытом воздухе среди прекрасной природы, и совсем другое — выступать в довольно-таки неудобном театральном зале). Но всё равно было весьма хорошо.
Перед концертом посматривал на публику с некоторым удивлением — народ на Пелагею собрался весьма взрослый, я как-то не ожидал такого. И встречали её, почти как родную — хлопать едва ли не по минуте начали сходу, со второй, что ли песни, и чем дальше, тем больше. Видно было, что музыканты, уже вроде собравшиеся начать следующую песню, недоуменно переглядываются на сцене — мол, что же делать, они всё ещё хлопают, чёрт. Пелагея, в свою очередь, кланялась в пол тоже чуть ли не после каждой песни, всё время говорила «Спасибо, дорогие!» и вполне, как показалось, искренне рассказывала о том, что Красноярск для них — особенный город. Когда на вопрос о том, кто был на её предыдущем концерте в Музыкальном театре, подняло руки почти две трети присутствовавших, сразу стало ясно, что да, у этого города действительно какое-то особенное отношение к певице. Пелагея всячески старалась отвечать взаимностью — много и бурно что-то рассказывала и была просто само обаяние. Под конец концерта и вовсе разошлась и принялась скакать по сцене козочкой — не сбившись при этом с пения ни разочка.
Формально ребята представляли материал со своей новой пластинки «Тропы» — которая, судя по услышанному вчера, получится привычно разношёрстной. Там будет даже несколько собственных песен группы — они сыграли таких, кажется, штуки четыре. Песни эти все довольно милые, но, честно сказать, совершенно необязательные. Мне вообще на этом концерте стало окончательно ясно, что группа «Пелагея» всё-таки в первую очередь гениальные интерпретаторы, нежели самостоятельные авторы. Особенно когда дело касается какого-то совсем аутентичного, исконного русского фолка — они поразительно тонко реагируют на некую глубинную, простите, хтонь в этих песнях и здорово подчеркивают её соответствующими аранжировками. На концерте было три таких новых песни, «Голубушка», «Былинка» и «Пташечка» — и это были просто невероятные вещи. Правда, чутье музыкантов всё же иногда их подводит — вот так взять и превратить «Ой да не вечер» в прямолинейную рок-балладу было уже всё-таки перебором. Впрочем, понятно, почему тут так получилось — конкретно из этой песни из-за её общеупотребления давно выветрилось всё хтоническое.
Из остального — мне как-то совершенно не близки их всяческие казацкие вещи (которые, похожи, страшно близки зато всей остальной публике), так что на них я, в общем, несколько скучал. Зато в противовес им был замечательный романс, сыгранный группой в несколько латинском ключе (название Пелагея, кажется, не сказала), и совершенно удивительный сольный выход баяниста с инструментальной вещью «Сказание о могучем Доне» (кажется, не переврал название). Под конец все совсем разошлись, и группа, и публика, и после «Казака» Пелагея заставила всех встать с мест и поплясать на чрезвычайно драйовом рок-боевике с новой пластинки и традиционными «Валенками» на бис. «Валенки» пели все хором. Выходили все несколько просветленными. Кажется, примерно через год стоит ждать очередного выступления в Музыкальном театре. Хотя тут назрела просьба к организаторам — ребята, везите «Пелагею» на открытые концерты, а? Хоть на остров Отдыха, хоть на Ману, хоть куда — на свежем воздухе эта музыка становится в тыщу раз могучей и богаче, вот правда. Ну, и сидеть на «Пелагее» — чёрт возьми, последнее дело.
(В довеске — та самая «Пташечка». Не с нашего концерта, понятно, но представление о том, насколько это прекрасная песня, вполне складывается).
С.М.